OnePunch-Man — Анти-супергероика

Ровно так же, как с большой силой приходит и большая ответственность, с просмотром очередного аниме приходит ответственность написать про него. Первый (а возможно и последний сезон, ведь о продлении не было сказано ни слова) сезон завершился почти месяц назад, а я так ничего и не написал. Хотя говорил же что напишу, да и выход спешла от нас по аниме зависит от этого текста…



Только вот — ни с какой большой силой ответственность не приходит. Это конструкт, который стал нарицательным благодаря Дяде Бену и комиксам про Человека-Паука. И Беня не столько врал, сколько говорил Питеру «шапку надень/долго за компьютером не сиди/что как сыч хиккуешь» но немножко про другое. Ответственность — это определённый набор обязательств перед собой или другими людьми, санкционированный опять же самим субъектом, либо его окружением. При этом сами обязательства могут существовать как на уровне социальных ожиданий по отношению к занимаемой человеком роли, так и на неком формальном уровне закреплённом в неких документах, имеющих юридическую силу. И та ответственность, о которой говорил дядя Бен — это ответственность по отношению к самому себе и другим людям на основе знаний о себе, наложенных на ценностно-смысловую матрицу субъекта восприятия. Питер вот нарядился в сине-красный костюм и начал летать по Нью-Йорку да спасать жизни людей. И таким образом вот реализовал свою ответственность, гиперболизированную чувством вины за то, что не смог спасти Бена.

30iug04В случае с Сайтамой всё куда как интересней: его образ — это образ анти-супергероя, который находится в противоречии с архетипным образом супергероя комикс-культуры США. Не смотря на огромную силу и запредельную мощь, мысли Сайтамы — это мысли обывателя, который, направляясь уничтожать злого учёного и его созданий, держит в голове то, что завтра распродажа. Сэкономить денег, посмотреть японский аналог «В мире животных», похикковать для него оказывается, по сути, даже куда как важнее, чем бороться со «злом». В аниме не совсем понятно зачем на самом деле Сайтама начал качаться и убивать злодеев (хотя, скорее всего, таки из-за понимания необходимости помогать людям и вот этой самой «ответственности»), ведь героя зритель застаёт на том этапе, когда расти Сайтаме уже некуда — враги итак с одного удара лопаются (об этом я, к слову, и писал в первом тексте) и его борьба — хобби и ради лулзов. Правда, вот из-за его чрезмерной мощи бороться большинством врагов ему неинтересно, и геройствовать Сайтама продолжает по большей части просто в силу привычки.


Первые 4 серии — это попытка выехать только на обыгрывании клише и противопоставлении архитипичных злодеев анти-герою Сайтаме, которое ну вот мне ещё приелось на первой серии. Но при этом именно первые серии рождают изумительный мемес про 100 отжиманий, 100 пресса, 10 км бега каждый день, смотивировавший толпы людей на занятие спортом (если верить рукожопам с Шазу, которые порой вообще не могут в написание текстов). Мощь массовой культуры ужасает, а исследований того, почему именно (из-за желания получить суперсилы или просто потому что а почему бы и не заняться оздоровительными пробежками) японцы стали занимать методом Сайтамы, как-то нет.


Самой большой прелестью сериала является организация Супергероев — частная организация с таблицами героев, экзаменами для отбора героев, планами, общеобязательными для всех, советом директоров, секретарями, инженерами, уборщицами — в общем, всем тем, что отличает бюрократическую организацию с чётко выверенной внутренней структурой от собрания тех же Мстителей у Marvel или Лиги Справедливости у DC. Во многом это обусловлено началом организаций — в дисимарвелах великие герои находят друг друга и создают свои собственные организации, которые затем разваливаются на части из-за внутренних конфликтов. В OPM такого и быть не может: все герои — это люди (пусть и обладающие некими суперспособностями) на зарплате у супергеройской организации. Ранжирование списков порождает карьеризм (поднимусь выше — будет больше преференций), классы героев порождают видимые различия, пренебрежительное отношение, обнажают закономерности человеческого поведения в социуме. Провокация со стороны Тигриной Майки (супергеройские клички — это ещё один повод улыбнуться, но лишь пару раз) и его брата — это самый яркий пример подобного поведения и сколько бы он не был мерзок с этической точки зрения и логичен с точки зрения карьериста, столько даёт зрителю увидеть очень много о мире, в котором живёт Сайтама.


Ореаливание происходящего (не смотря на весь тот трэш, который творится вокруг) — жемчужина OPM. Главный герой не хуже Фрэнка Андервуда управляет мнением окружающих в напряжённые моменты. Финал сражения с Морским Королём — это один из самых сильных моментов этого аниме. Героями продолжают оставаться те, кто храбро сражались и оказались на грани смерти, а не тот, кто вынес противника с одного удара. Ловя со своего хобби гыгыгы и агага он отказывается от славы, потому что она ему и не нужна. И, чёрт побери, за такое стоит любить и этого героя, и это аниме.


Когда я начинал смотреть этот сериал, я ожидал нечто такого, что можно было бы назвать «деконструкцией жанра» и опрокидыванием с ног на голову самой концепции супергероев и суперзлодеев, но, увы, этого не произошло. Герой и злодей — это слова, наполненные оценочным восприятием, и где один видит геройство (набор мотивов и ценностей, характеризуемых как положительные), другой вполне может увидеть злодейство (ореол негатива и отрицательное отношение к чему-либо). Единственная более-менее удачная попытка зайти на это поле — это обвинение Сайтамы нарушителем порядка из-за того, что тот бегал искал где-что неспокойно и этим нервировал обывателей. В остальном злодеи оказывались стереотипными верзилами, желающими всего того, что обычно желают злодеи, и выделялись сугубо из-за своего визуального оформления. Их было много, и их всегда побеждали герои из организации Супергероев. В этом мире регулярные нападения «сил зла» стали обыденностью настолько, что появилась институционализированая служба по борьбе с ними. Этакий Альфа-Банк, но про борьбу со злом.


Каким-то таким для меня вышел Ванпанчем — очень хорошим в деталях и довольно средним в целом. Лучший экшн за последние несколько лет, удачные и не очень обыгрывания клише супергероики, 100 отжиманий, 100 приседаний и 10 км каждый день.

By | 2016-10-27T18:25:13+00:00 15/01/2016|Categories: Ongoing, Аниме|Tags: |0 Comments

About the Author:

Педагог-политолог по образованию, люблю Warhammer 40,000, «Плоский мир» и вообще любые произведения с качественным ворлдбилдингом и раскрытием персонажей.