20 лет выжившие после ядерной бомбёжки люди, ютятся в московском метро. Все попытки связываться с внешним миром оказывались неудачными, поэтому каждый здесь знает — за МКАДом жизни нет. С местными не согласен Артём, главный герой игры. Он раз за разом выбирается на поверхность, рискуя жизнью, чтобы доказать свою правоту. Одна из вылазок оказывается, скажем так, удачной. Но герою вместе с женой, зятем и группой друзей приходится покинуть родные пенаты и отправиться на поиски лучшей жизни.
Метро сразу же влюбляет в себя атмосферой. Спутники Артёма живо реагируют на происходящее, постоянно болтают, обсуждают события. Каждый из них — личность, со своим мнением и взглядами. Слушать 15-минутные монологи и диалоги не скучно. Скажу больше, вы многое потеряете, если не будете уделять спутникам мало внимания.
С другой стороны образы заклишированы, а актёры озвучки порой нехило так переигрывают. Лицевая анимация крайне скупая. Очень тяжело поверить в то, что героям нравится дышать свежим воздухом, когда у них лица кирпичом. Ситуация не катастрофическая, но иногда выбивает из общей атмосферности проекта.
Разработчики сделали шаг в сторону открытого мира и в некоторых эпизодах не воспрещается гулять по локациям в поисках приключений на свою задницу. Одним из поводов заглядывать под каждый куст стала система крафта. Артём научился изготавливать аптечки и фильтры для противогаза практически на коленке. Можно и запас патронов пополнить, но для этого нужно найти специальный верстак. На ходу дают модифицировать оружие, если найдётся чем. Детали разбросаны повсюду, но можно и трофейную пушку разобрать, чтобы использовать какой-нибудь апгрейд самому.
Появились и побочные задания. То игрушечного мишку вернуть маленькой девочке, то людям каким-нибудь другим чем-то помочь. Но для этого сценаристы не придумали достаточной мотивации. Да, вроде бы освободил вот тех бедолаг из заточения, а через 15 минут случайном диалоге между противниками слышишь обсуждение твоего благородного поступка. Это очень клёво. Но как ты повлиял на их жизнь? Как сложилась их судьба в дальнейшем? Игра не даст ответы на эти вопросы.
Разработчики дали возможность выбирать не только куда идти, но и когда. Ночью люди менее активны и бдительны, зато появляется больше желающих откусить главному герою голову. Днём же умереть от пули вероятность больше, чем от возможности целиком или частично оказаться в желудке у местной фауны.
Ганфайт, по сравнению с предыдущими играми серии, слегка прокачали. И стрелять приятно и смотреть как супостаты разлетаются в разные стороны тоже. Но хитпоинты порой расставлены как-то странно. Вот ты вплотную встал, сделал выстрел — мимо. Там промахиваться просто некуда, ИГРА ТЫЧО??7 Тоже касается стрельбы на длинные дистанции. Отлично видно как и куда летит пуля, но почему-то через раз не наносит урона.
Искусственный интеллект вызывает наверное самое большое количество вопросов. Как только открываешь пальбу, начинается хаос. То противник телепортируется, то застревает в стенах. То убегает, то решает резко передумать, а ещё через секунду передумывает передумывать. Носится без остановки между двумя укрытиями. Казусы случаются отнюдь не каждое сражение, но дико раздражает.
Со скрытным прохождением тоже не всё гладко. Враг может не увидеть Артёма даже перед своим носом, если тот стоит в тёмном месте. А стоит выбраться на клочок освещённой территории, как тебя сразу же замечают.
Ближний бой какой-то чересчур имбовый. Врага можно вырубить одной кнопкой вне зависимости от того видит он тебя или нет. Однажды мне удалось уложить в ближнем бою на землю целый отряд вооруженных людей просто бегая от одного к другому «на шифте». А порой совсем наоборот. Стоишь вплотную к врагу, а контекстное меню просто не появляется.
Меньше всего хочется ругать аудиовизуальный и нарративный дизайн. Графика в Metro: Exodus просто великолепная. Игра может похвастаться красивыми видами, которые так и просятся в фоторамку. Внимание к деталям и потрясающие звуки погружают в этот мир с головой. Единственная претензия у меня к теням. Не всегда без датчика понятно действительно ли это тёмный участок или нет. Частично избавиться от этой проблемы помогает система RTX, но моя видеокарта его не поддерживает.
Однозначных выводов сегодня не будет. Понравится вам игра или нет зависит лишь от вашего восприятия. Если будете концентрировать своё внимание на дырах в сюжете, пафосных речах, вездесущей клюкве, политических отсылках и технических проблемах, то, скорее всего, останетесь недовольны. Если придёте в Metro: Exodus за погружением в атмосферу и детально проработанным миром, наверняка останетесь довольны.