Более полувека назад учёные-историки из Школы Анналов выделили четыре стадии циклического развития цивилизаций. По их мнению всякие Вавилоны, Шумеры или Римы сначала зародились, потом развились, достигли расцвета и со смачных хлопком угасли. Современное глобализованное общество вряд ли можно впихнуть в рамки этой концепции, ведь сама теория создавалась ретроспективно, но это совершенно никаким образом не мешало людям с самого начала 20-го века фантазировать на тему того, что же будет, если всё накроется медным тазом в один момент. Чем быстрее развивалась техника, тем чаще изменялся повседневный быт людей и тем острее творческие натуры отзывались о техническом прогрессе в своих произведениях. Антиутопии, в которых люди оказывались в подчинении тиранов и диктаторов. Депрессивные истории о падении человеческой цивилизации после ядерной войны. Мысли о грязном киберпанковском будущем и жёстком социальном расслоении. Сегодня ты пинаешь робота от Бостон Динамикс, чтобы проверить его устойчивость, а завтра этот работ после обновления прошивки называет тебя кожаным ублюдком и забивает до смерти своими стальными копытцами, потому что управляющая им нейросеть прочитала на Википедии про Муссолини и решила, что он был прав. Может мы уже повернули куда-то не туда, а может нам это только предстоит сделать. Разработчики из студии Guerrilla Games, вдохновлённые подобными веяниями, решили, что их следующая игра должна быть не про войну в космосе, а про далёкое постапокалиптическое будущее, принялись с большим усердием пилить не только HD-текстуры, но и создавать свой собственный мир, в котором что-то на самом деле пошло не так, и наша цивилизация скопытилась, а на её месте начала зарождаться новая. Цикл завершился, и история пошла с самого начала: племенное устройство, жизнь охотой, собирательством и поиском артефактов далёкого-далёкого прошлого.

С самого начала никто нам не говорит о том, что произошло с миром, и почему люди вынуждены жить именно так, но тому есть простое объяснение: жители этого мира и сами не знают, почему он таков. Как бы это ни было странно, но мир Horizon делает огромный реверанс в сторону серии Assassins Creed. Там, как вы скорее всего знаете, была раса предтечей, которые наклепали артефактов и создали людей, но что-то пошло не так, а люди сбежали из концлагеря под кодовым названием «Эдем» и начали жить, как придётся. Ubisoft пошла сложным путём и начала придумывать логические объяснения формирования мифа о сотворении человека и обо всём, что с этим связано. Ребята из Guerrilla Games поступили иначе — они уничтожили мир, очень сильно похожий на наш, но чуточку больше развитый технологически, оставив будущим поколениям огромное количество девайсов, роботов и живучих ИИ. Они взяли людей эпохи неолетической революции и поместили их на руины нашего мира, невольно заставив их выбрать своими богами нас с вами. Они обожествляют технологии, но нутром чуют, что они же и бич господень. Каждое племя по-разному видит этот мир роботизированных динозавров и по-своему конструирует своё отношение к нему. Дверь с генетическим замком и голосовым интерфейсом становится храмом, а искусственно синтезированные реплики машины, прям как от гугл-женщины, – гласом божьим. И наблюдать за этим одновременно и интересно, и страшно. Интересно, потому что хочется больше узнать про этот мир, а страшно из-за того, что это кривое зеркало показывает не очень приятные грани людей, которые живут прямо сейчас, говорят на одном с тобой языке и ходят по тем же улицам, что и ты.

Horizon Zero Dawn находится на стыке жанров, и оттого очень тяжело охарактеризовать её одним словом – на данный момент не так уж много произведений столь детально описывают жизнь людей после падения технологически развитой цивилизации. Важным здесь является и то, насколько был развит мир, и насколько он близок к тому пониманию будущего, которое есть у нас: умные дома, интернет вещей, роботизированные животные, нейросети, 3D-печать. Да и само это будущее сейчас хорошо показано разве что в «Чёрном зеркале», «Мистере роботе» и Watch Dogs 2.Только если эти произведения – остросоциальная критика, то Horizon Zero Dawn — это крах именно такого мира, отчего игра выглядит крайне свежо и будет актуальна ещё на протяжении десятка лет.

Элой приходит в этот мир изгоем, на ней сразу же ставят клеймо и не дают нормально социализироваться в среде очень похожих на неё людей. Она ничего не знает ни о своих родителях, ни о своём происхождении и оказывается оторванной от той картины мира, которую создали люди после технологического коллапса. Она, словно бунтарь-подросток из клишированной комедии, оказывается готова противостоять мнению большинства, пойти против воли идолов и самостоятельно найти истину. Культуры всех племён для неё одинаково ложны, и это очень роднит её с игроком, ведь по сути он точно такой же изгой, не понимающий до конца, что тут и как, но точно готовый к долгим поискам и опасным путешествиям по запретным землям. Грань между тем, кто играет, и тем, за кого играют, стирается, в том числе и из-за того, что во многих диалогах разработчики дают возможность выбрать реакцию на слова собеседника. Ты наделяешь Элой частичкой своей индивидуальности, а она разделяет твоё желание изучить этот мир. Horizon Zero Dawn – это та игра, в которой вы сами того не замечая прочитаете каждую записку, рассмотрите со всех сторон каждую голограмму и прослушаете каждый добытый непосильным трудом аудиофайл. И в этом вся прелесть игры – вас никто не заставляет идти по сюжету, и оттого все отклонения от майн квеста не ломают восприятия игры. В том же The Witcher 3 можно было пропасть на лишние 50-100 часов, выполняя второстепенные задания, покуда Цири страдала в одиночестве, а Белый Хлад вот-вот должен был прорваться в мир. Любое же действие Элой в мире обосновано тем, что она всю жизнь прожила изгоем и лишь сейчас «дорвалась» до самостоятельной жизни и всепоглощающего эксплоринга. Открытый мир в этой игре точно такая же важная часть сюжета, как и причины падения нашей цивилизации.

Визуальная составляющая работает на погружение в игру точно так же, как и всё остальное. Конечно, в 2017-м говорить о графике — моветон, но в отношении Horizon Zero Dawn можно позволить себе такую вольность. Динамическая система освещения, дотошное внимание к мелким деталям, уровень проработки окружения — местами игра выглядит как съёмки с натуры, а не как набор полигонов и текстур. Но здесь же и скрывается главный враг погружения в игру – фотомод. В век соцсетей мы настолько уже испорчены инстаграмами и снэпчатами, что пройти мимо чего-то красивого всё равно что задушить мимишного бельчонка – грязно и безрассудно.
Horizon Zero Dawn может отпугнуть многих механикой «опенворлдовых/сэндбоксовых дрочилень», но даже эта составляющая сделана очень хорошо. Робозавров в игре огромное множество, и каждый их вид ведёт себя по-своему, отчего охота на них ощущается именно как охота на диких животных, а не как отстрел тупых болванчиков. Тупые здесь разве что агрессивно настроенные племена, борьба с которыми обставлена в духе захвата аванпостов из какого-нибудь Far Cry. В отличие от четвёртой части приключений Натана Дрейка порог входа в Horizon минимальный, что и делает эту игру на данный момент самым лучшим систем-селлером. Это одна из самых лучших игр нынешнего поколения, и вам однозначно стоит обратить на неё внимание. Она не лишена недостатков, но они с лихвой окупаются её достоинствами.