В поисках Half-Life 3 — Place for Plays

В поисках Half-Life 3

Данный материал является переводом текста Searching For Half-Life 3

TinveGum, Kill.Spiegel, М.А.К.А.Р., Румынский князь, P4P

В течение нескольких месяцев после публикации моей статьи Fall of the Empire я думал над тем, чтобы больше писать о внутренней кухне студий-разработчиков компьютерных игр. В то время как та статья была посвящена гибели компании LucasArts, в ходе моих исследований я раскрыл множество интересных историй, многие из которых никогда не рассказывались. Вследствии моих поисков очередной компании для “погружения”, Valve и Nintendo оказались наиболее перспективными, но ни одна из них не предоставляла для этого легкой отправной точки. Обе студии являются весьма закрытыми и таинственными: аналоги шоколадной фабрики Вилли Вонки в игровой индустрии. Мы редко видим, что твориться за их дверями по совершенно разным причинам, и тем не менее обе остаются ведущими компаниями в своей области.

История Valve заинтриговала меня больше всего. Студия не боится примерять на себе новые роли и даже иногда в корне менять основное направление своей деятельности. Взгляните на историю компании: Valve начала как разработчик игр, а сейчас уже пробует себя в VR и различных цифровых устройствах. Стоит подробнее рассказать о том, как поменялись приоритеты студии, в первую очередь занимавшейся разработкой игр.

Разработанные Valve игры редко давали осечку. Half Life, Counter-Strike, Left4Dead, Team Fortress, Portal, Dota — большинство разработчиков убило бы за такой перечень несомненных хитов! Немногие студии достигают подобного успеха. У каждой из этих игр есть бешеное число фанатов, и люди с воплями требуют сиквелы или расширения контента. Люди хотят вновь увидеть Челл. Они хотят знать, что произошло с Гордоном Фрименом. Они хотят узнать, как будет выглядеть желчь Бумера на железе нового поколения.

Valve сидит на золотой жиле, однако, учитывая отсутствие развития многих из этих игр, по всей видимости, мало заинтересована в создании новых проектов в ближайшее время. Как видно на примере Dota и Team Fortress, которые продолжают поддерживаться дополнительным контентом, студия явно отошла от традиционной разработки игр и одиночных игровых кампаний. Как я в шутку говорю своим друзьям, Valve либо умнейшая компания на свете, так как знает, что эти игры не продолжат продаваться, либо наиглупейшая, потому как бросает деньги на ветер.

[Все арты в статье – это, предположительно, концепт-арт к Half Life 2: Episode 3]

Valve отдали предпочтение исследованию новых горизонтов, но зачем же забрасывать разработку игр? Неужели Steam приносит такой доход, что разработка потенциально успешной игры даже не заслуживает их времени? Даже если бы всё дело было лишь в этом, то почему бы не открыть подразделение Valve Games? Это опять всё те же шальные деньги. Полагаю, что большинство людей слепо отдавало бы свои кровные за новые проекты, носящие имена Left 4 Dead, Half-Life, или Portal.

Эти вопросы, наряду с концовкой Half Life 2, матерью всех клиффхэнгеров, стали хребтом моего расследования в Valve. Создание подобного рассказа может занять месяцы (возможно, даже годы), и, если всё сделано правильно, он должен будет предоставить читателям незамутненный взгляд на ежедневный рабочий процесс внутри студии разработки и на её высоченные амбиции. Я начал работу над этой статьей 8 ноября 2014 года. Я собирался опросить как можно больше сотрудников Valve, но я знал, что моя история нуждается в двух вещах: в интервью с Гейбом Ньюеллом, основателем Valve, и в информации о том, что же, черт возьми, происходит с Half Life 3. Забавный факт: каждый раз, когда Game Informer тизерит новый анонс, Half Life 3 почти всегда является одной из первых догадок. Сейчас подобная догадка делается в основном шутки ради, но в течение многих лет люди думали, что мы всё же совершим такую сенсацию.

В первый день работы над статьей я разослал электронные письма двадцати или тридцати людям. Около 70% из этих людей по-прежнему работали на Valve, а остальные либо уже покинули компанию, либо когда-то работали с ней над серией Half Life. У меня было хорошее предчувствие. Кто-нибудь точно заговорит. Всегда находится тот, кому есть, что сказать. Мне нужен был лишь один человек, с которого можно было начать.

Первый ответ, полученный мной от человека, который работал над эпизодами Half Life и который всё же пожелал сохранить анонимность, гласил: «Без комментариев».

Пару минут спустя я получил письмо, в котором говорилось: «Удачи вам со статьей, но из уважения к друзьям и семье в Valve, с моей стороны было бы неправильно рассказывать что-либо. Извините!».

Все мои запросы либо игнорировались, либо отклонялись. Один из разработчиков довольно точно подметил: «Вы гоняетесь за единорогами, Рейнер».

По тем или иным причинам никто не хотел говорить что-либо о Valve или Half Life. Были ли они связаны подписанным контрактом? Мне не ответили даже на этот вопрос.

В течение нескольких месяцев начала 2015 года я успел опросить ещё около дюжины человек. И вновь ответом мне были отказ или гробовое молчание. Я был абсолютно разбит. Получается, вся проделанная мною работа была напрасной. Я свернул свой проект и перешёл к другим расследованиям. Прошло несколько месяцев, и летом 2015 года мне пришел е-мейл от человека, к которому я обратился изначально, но от которого так и не получил ответа. В заголовке значилось: «Half Life 3».

Человек сказал, что у него есть полчаса для интервью, но он хочет сохранить анонимность. Интервью стало настоящим откровением. Этот человек не уклонялся от ответа на любые мои вопросы. Я наконец получил зацепку для завязки истории.

Тем не менее, одного источника было недостаточно. По крайней мере, мне нужно было больше людей, способных подтвердить полученную информацию. И я снова врезался в кирпичную стену из «без комментариев» и «нет, спасибо».

Рассказ снова оказался ввергнут в пучины своего производственного ада. На дворе был октябрь 2015 года. Я не прикасался к статье весь следующий год, и о том, чем она могла стать, мне напомнили на Game Informer Show, когда один из слушателей спросил, считаем ли мы, что Valve когда-либо выпустит Half Life 3. Я поделился частью информации, которую знал из своего источника, и меня неожиданно завалили запросами опубликовать целое интервью.

Идея о публикации интервью с непроверенной информацией не слишком меня вдохновляла (особенно, если учесть нынешнее состояние публицистики), но я доверяю этому источнику и считаю, что всё сказанное правдиво. И даже в этом случае я призываю вас относиться ко всему далее сказанному с долей скептицизма. До тех пор, пока кто-нибудь ещё из Valve не выступит вперед и не скажет: «Да, это всё правда», или: «Вот тут не совсем верно, на деле всё было вот так…».

В 2007 году один из сотрудников Valve Доуг Ломбарди сказал в интервью Stuff We Like: «Мы пока не объявляем чего-либо конкретного, но история Half Life не закончится третьим эпизодом. Держите крепче ваши монтировки!» Очевидно, что у Valve были серьезные планы на эту франшизу. Что-то произошло с этими планами. У фанатов не осталось ничего, кроме периодических заявлений Гейба о том, что ему нечего сказать по поводу Half Life.

Не думаю, что мы когда-нибудь увидим Half Life 2: Episode 3, да и концовка второго эпизода также едва ли предполагает Half Life 3. Лучшая возможность подарить франшизе второе дыхание осуществится, если Джей-Джей Абрамс и студия Bad Robot смогут снять экранизацию. Если это всё же произойдёт, и экранизация Half-Life не разделит печальную судьбу практически всех ранее снятых киноэкранизаций видеоигр, история Гордона Фримена имеет шанс на продолжение. Можете относиться к этой идее скептически, но как ещё можно реанимировать франшизу?

Интервью, представленное ниже, проливает слабый свет на работу Valve как разработчика игр. Да, кто-нибудь из Valve может сказать: «Давайте сделаем ещё одну Half Life» и сделать это, но подобное сопряжено с большими рисками, которые затрагивают многих вовлеченных в процесс создания игры. До интервью я был сторонником версии «Valve ничего не понимает», теперь я придерживаюсь мнения “Valve, вероятно, поступает правильно, но это удручает”.

Это интервью открыло мне тот уникальный путь, которому следуют Valve при разработке игр, но также предоставило некоторый итог тому, кто хочет увидеть продолжение серии. За пару дней до публикации статьи я вновь обратился к Valve за комментариями в последний раз, но мой запрос остался неотвеченным. Без дальнейших предисловий представляю само интервью:

Все жаждут продолжения истории Гордона Фримена. Фанаты хотят, чтобы серия достигла цифры три, не важно, в виде эпизода или полноценного сиквела. Есть ли шансы?

Нет такой вещи, как Half-Life 3. Valve никогда даже не анонсировали Half-Life 3. Самое большее, что они сделали после выпуска Half Life 2, — сообщили, что, возможно, всего будет три эпизода. Мы получили только два из них. Едва ли это можно назвать невыполненным обещанием. Также стоит обратить внимание на тот факт, что ни целая игра, ни сиквел никогда не были обещаны. Я упоминаю это только потому, что временами становится неприятно, когда люди начинают выдвигать своего рода предположения касательно будущего или принимать желаемое за действительное. Из-за того, что они любят рассуждать о будущем, собственные фантазии начинают казаться реальностью, даже если их представления о будущем кардинально отличаются от представлений самих разработчиков.

Но Valve всё же хотела сделать её в какой-то момент, верно? По крайней мере, закончить Half Life 2?

Первый разговор о Half-Life 3 зашел ещё во время работы над Half-Life 2, что вполне естественно для разработчиков. У вас ещё самый разгар одного проекта, но при этом вы уже думаете о том, что будет в следующем. Иногда мы думаем о том, что мы хотели бы создать, или о том, что нам могло бы помешать. Вы, конечно же, представляете, что у сотрудников Valve есть множество идей, которые могут помочь в будущей разработке игры Half-Life. Это был, наверное, 2002 или 2003 год.

Расскажите подробнее об этом. Что в то время было на повестке дня?

Одной из любопытных деталей о том, как устроена Valve, является то, что, как правило, у людей не стоит вопроса, чем им заняться. Кто-то может писать сценарий, разрабатывать концепт или ковыряться в коде. Каждый человек в команде имеет свои зоны ответственности и может рассказать, что и зачем он делает. Также иногда люди вместе работают в одном направлении, объединив свои усилия.

В течение долгих лет через студию прошло огромное количество людей. И примерно с 2005 года они работали над проектами, которые сами представляли себе как Half Life 3 или Half-Life: Episode 3. Поговорив с этими людьми, вы получите взаимоисключающую информацию о проекте, и для каждого из них по отдельности она будет верна. Любые двое сотрудников могли полагать, что работают над одним и тем же проектом, но так никогда не пересечься между собой, до того как проект был заброшен или они сами перешли к другим задачам.

Свобода творчества, царящая в Valve – это, конечно, привлекательная идея, но как вообще можно что-то сделать, когда люди не работают как единое целое?

Я знаю, что время от времени возникали разные команды, которые считали, что начинают работу над Half Life 3. И я знаю, что за годы разработки некоторые из этих проектов имели различный уровень осведомленности и вовлеченности старшего или основного состава Valve, включая Гейба Ньюэлла. Возможно, были и другие попытки разработки, о которых никто не знал. Тем не менее, все это действительно происходит внутри Valve. То, что мы не можем с уверенностью сказать, была та или иная разработка частью Half Life 3 – как раз полностью отражает принцип работы Valve. То, как этот проект осуществляется или только возникает, немного странно.

Я помню три кардинально различавшихся версии Half Life 2. Везде была своя раскадровка, сюжет, концепт-арт и сам подход к игре. Думаю, это было что-то вроде эксперимента, интересно было, куда это всё заведёт. Я разговаривал с разработчиками Valve о сюжете Half Life: к чему всё идёт, к чему может привести после Half Life 2. Тогда ни у кого не было сомнений, что Half Life 2 будет очень сильно ориентирована на сюжет, параллельный сюжету первой части, и при этом, будет ещё одна, совершенно другая Half life, построенная на тех же принципах.

Значит всё-таки получается, они почти выпустили её?

Представьте, что вы разработчик игр и вы ухитрились получить работу в Valve. Вы проходите множество интервью, говорите с огромным количеством людей, и все вами довольны. Вы присоединяетесь к команде, допустим, в 2010 году. Вы помните всех тех людей, которые беседовали с вами, с кем-то вы проводили больше времени, с кем-то меньше. С одним человеком вы общаетесь с момента вашего трудоустройства. И вот в первый день работы вы хотите узнать, как же вам быстрее освоиться. Что вы будете делать? Вы будете заводить разговоры с теми, с кем вы беседовали во время интервью. Над чем они работают? Несомненно, они заняты чем-то. Может, вы можете им помочь? Будь то платформа Steam или Dota, или ещё какие теоретически возможные проекты.

Это почти как в университете. В какой-то момент вы подумаете: «Ну, хорошо, я попал в Valve. Я могу начать задавать вопросы. Например, я могу узнать, как там дела с Half Life». Человек, которому вы зададите этот вопрос, вероятнее всего ответит так: «Меня сейчас не особо это заботит. Мне надо закончить с другим проектом. Поговори лучше с тем, с тем или вон с тем». Проходит время, возможно, вы уже начали совместный проект с кем-то, через кого вы можете выйти на тех самых людей. Вы говорите с ними и узнаёте, что они вроде возятся с чем-то, но большинство из этого либо уже мертво, либо идёт в никуда. Возможно, группа из пяти или восьми человек. А кто-то ещё пятью этажами ниже сомневается, что оно в принципе куда-то идёт. В студии вы испытаете весь спектр эмоций, которыми сопровождается процесс разработки игр.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что эпизоды для Half Life 2 выросли в самый успешный проект из череды попыток разработки чего-то подобного Half Life.

Это потому что была отдельная команда, которая посвятила себя работе исключительно над этими эпизодами, верно?

Не стоит так преувеличивать. Были люди, которые работали над Half Life, издали Half Life: Episode 2, и они уже представляли, над чем будут работать дальше. Они трудились не покладая рук и не желали останавливаться на достигнутом. Также есть и те, кто может повлиять на процесс, те, кто принимает решения. Я имею ввиду в первую очередь Гейба. Ветер перемен дует туда, куда скажет он. Если вы будете упорно идти против ветра, в итоге вас выметет из компании. Несогласных тут не любят.

Несомненно, многое изменилось в Valve, и начало положил выпуск сборника Orange Box. Те, кто переживал за судьбу Team Fortress продолжили работать над ней. Были и те, кто хотел реанимировать Counter Strike. Интересы других игроков привели к созданию Dota 2. В конце концов, появился Steam. Left4Dead. Portal 2. Команда, занимающаяся техническим оснащением. Был запущен механизм производства новых проектов – больших и не очень. И это все перевесило, оттянуло внимание от третьего эпизода Half Life. Есть в третьем эпизоде что-то, что уже больше не привлекает Гейба и других сотрудником Valve. Проект загнулся, а те немногие, кто пытался сделать хоть что-то, ушли в другие проекты.

Те жалкие остатки, что мы наблюдаем – вот всё, что осталось от Half Life.

Насколько близко был релиз Half Life 3 или Episode 3?

Я слышал, что в некоторых командах было два-три человека, которые работали над игрой, но, в конце концов, они натыкались на глухую стену, и некоторые команды, возможно, достигали до 30 или 40 человек, прежде чем её забрасывали.

Знаете ли вы что-нибудь о дальнейших разработках этих команд?

Да. Некоторые (не хочу называть их имена) были очень увлечены своими проектами. У них были разные мысли о том, чем это должно быть. И идеи эти варьировались из крайности в крайность: от сингл-плеерной игры, сосредоточенной на сюжете, до самых абсурдных и невероятных идей. Например, использовать бренд Half Life в разных целях, таких как превращение его в игру в жанре RTS, экшена или вообще в игру со свободой выбора, который влиял бы на сюжет. Но ничего из этого Valve не рассматривала всерьез. Valve вообще не любит планировать, в этом её суть. Идеи витают в воздухе, и над ними работают определенные люди.

Предлагали ли Valve фанатам закончить то, что они начали? По крайней мере, Half Life 2?

Я не думаю, что мы увидим ещё игры из этой серии. Однако каждую минуту кто-то из руководства Valve принимает какие-то решения. Если какая-нибудь команда сделает что-то действительно достойное внимания, это может произойти, но сейчас это практически невыполнимая задача. Каждый раз, когда Half Life перетягивает одеяло на себя, все заканчивается плохо, и чем больше таких провалов, тем сложнее раскрутить заново это колесо. Положение дел постоянно меняется, на повестке дня много других важных вопросов и задач. И это Valve, пусть и нехотя, но признаёт. Люди будут продолжать терроризировать их по поводу Half Life. Но сама идея продолжения серии уже мертва. Нет такой вселенной, в которой Valve выпустили продолжение серии. Хотя в какой-нибудь вселенной, думаю, нашлись другие игры, которые смогли прикрыть эту прореху.

Есть некоторые хитрости, которые могут сдвинуть всё с мертвой точки, например, можно выпустить игру эксклюзивно на ОС Steam. Но это влечет за собой другие трудности. Возможно, кто-то купит Steam Machine только ради этого. Стоит ли это того? Если Valve всерьез задумается над этим, они скорее возьмут на прицел такие проекты, как Counter Strike или Dota 3. Half Life много значит для нас, игроков, но владельцы консолей никогда особо не интересовались ею. К сожалению, у проекта нет того потенциала, который он заслуживает.

Хорошо, Valve не хочет заниматься игрой, но почему тогда не отдать проект другим разработчикам?

Если вы заботитесь о фанатах, передавать проект в третьи руки – не самая удачная идея. Скажем так, игра будет без души. Вообще, многие уже ушли из Valve, пришли новые люди, так что им бы я тоже не стал доверять игру. И уж точно не хотелось бы получить что-то вроде «Cкрытой Угрозы» во вселенной «Звездных Войн» Джорджа Лукаса. Но искушение чертовски велико. И ведь ждут же… Планка ожиданий слишком высока, и если её не достичь, то разочарование будет чрезвычайно сильным. Таковы будут последствия.

Мы все искренне любили этот проект. Но у нас были слишком уж разные идеи по поводу того, каким должно быть продолжение Half Life. И лучшим решением было оставить игру в покое и делать отдельный контент, который так или иначе напоминает Half Life, но не является сиквелом в полной мере.

Но это не утолит голод. У Valve не перестанут вымогать сиквел.

Собственно, поэтому они предпочитают не давать никаких комментариев. Каждый раз, как они заводят речь о Half Life, народ вспоминает, что хочет продолжения. Время, как известно, лечит.

Чем больше мы ждем Half Life, тем сильнее обуревает нас жажда продолжения. Мы накрутили себя настолько, что наши ожидания превысили все мыслимые пределы. Да, очень жаль, что история Гордона Фримена осталась недосказанной. Но учитывая, сколько времени прошло с выхода последнего эпизода, к какому выводу можно прийти? Даже если Valve повторно соберет команду, работавшую над Half-life 2, люди уже смотрят на мир по-другому. Шансы на третий эпизод стремятся к нулю. Неужели мы хотим хоть какое-то завершение серии лишь ради самого завершения?

Я не хочу видеть, как Valve совершает ошибку, поддавшись на уговоры и выпустив игру только для того, чтобы утолить голод фанатов. Я надеюсь, что каждый эпизод рождался из поистине гениальных идей. Valve рассчитывали выпускать нечто особенное поэтапно, в формате эпизодов, но корабль сел на мель раньше, чем они ожидали. Возможно, я сейчас выскажу непопулярное мнение, но я бы предпочел что-нибудь вроде книги о событиях Half Life 3, чтобы узнать, чем все закончилось, чем играть в плохую игру.

Valve оставили след в истории благодаря своим хитам. Думаю, к созданию Half Life 3 (точнее, к попытке ее создать) было приложено немало усилий, но звезды просто не сошлись, и Valve решили не портить свою серию неудачной игрой. Я надеюсь, кто-нибудь из Valve в конечном счёте официально прольет свет на эту тайну. Многие из нас любят серию игр Half Life, мы бы хотели узнать, что Valve планировали сделать и почему они так и не довели начатое до конца.

Думаю, я прошу немногого. Это не совсем то, на что мы рассчитывали, но, по крайней мере, это поставило бы точку.

By | 2017-05-09T22:13:54+03:00 25/02/2017|Categories: Игры|Tags: , , |0 Comments