Вот, бывает, видишь ты такой клёвую вселенную, понравилась она тебе, начинаешь в ней разбираться, упарываться, читать тексты по ней, смотреть пафосные арты, даже в игры можешь поиграть, если вселенная достаточно широка… Потом так ать-оп, решаешь приобщиться кпервоисточнику и… и вот о том, что с тобой будет после игры в настольную ваху, я сейчас и расскажу.
После написания статьи про настолки, в которой я неосторожно упомянул, что немного знаком с настольной частью вселенной Вархаммер, ко мне в личку начали стучаться обеспокоенные граждане и просить написать статью по ней. Как исключительного мастерства управленец, я попытался перевести ответственность в плоскость общественной работы, чтобы сачкануть. Но, как видите, итог закономерен.
Вархаммер начинался отнюдь не с 40к. Давным-давно, британский писатель Майкл Муркок придумал вселенную «Молота войны” (и тут, те кто любит фантастику, но об этом не слышали, должны приятно удивиться) для своего цикла книг о Мультивселенной. Но с циклом не взлетело, и Муркок продал права на сеттинг Games Workshop. ГВ, немного поменяв и подкрутив его под свои нужды, в 1980 году выпускает варгейм Warhammer Fantasy Battles, а через семь лет Рик Пристли и Энди Чамберс перерабатывают его в стиле научного готик-фентези — создаётся WH40K.
Потом всё хорошо. Примерно до 6 редакции правил 40к. А потом, года два назад, ГеВе начинает извращаться над сеттингом. ФБ — это просто отсталая планетка внутри 40к, туда высаживается Драйго (пейсмарин), с(п)асает Вуд Эльфов, радостно ололокая в павирарморе, боги хаоса видят эту пиздаболию, устраивают глобальный вайпаут планетке, Слаанеш в процессе проёбывается, Тзинч и Ко сажают на его/её место Рогатую Крысу, Сигмар (местный аналог Импи) своими псионическими силами с(п)асает большую часть империи, создавая в варпе «сферы”, в которых можно поддерживать жизнедеятельность, и связывая их порталами, остальные расы тоже были поспасены своими богами и героями (одни лизардмены со словами «ну нахер” заранее свалили на своих кораблях от надвигающегося пиздеца) и помещены в сигмарские сферы. И теперь вся эта шобла в варпе радостно пиздится и респавнится. Респавнится и пиздится. Даже обыкновенных (ну, объективности ради, cтоит уточнить: почти обыкновенных) человеков Сигмар после битвы (а иногда и во время) респаунит. Вы прослушали вводный курс в историю Warhammer Age of Sigmar — крайней переработки ФБ. Enjoy it. Have fun, motherfucker. Логика? Не, не слышали! Обоснованность? А что это? Дайте мне мороженку, горииит!!
Кхм. Настолка. 40к, да…

Настольный Вархаммер (и дальше я буду говорить только про 40к) имеет две полярности: с одной стороны, богоподобные миниатюры и ПАФОСЪ бэка, с другой, уёбищные правила. Я, вообще, не любитель материться. Тем более так публично. Но правила именно такие. Это есть следствие политики GW: «Мы продаем коллекционные миньки. Не нравится — не играй”. Немного непонятно, правда, в чём «коллекционность” их миниатюр, ведь «редкие” миньки достать лишь немного труднее, чем обычные. Да и впринципе нет такого деления на «обычную”, «редкую, «эпическую”, ага. Ещё одна проблема ГВ: они любят делать «фракции месяца”. Например, когда я начал играть в ваху, ими были Тау. Выглядело это так: Тау стоят этаким колобком за укреплениями. За первый-второй ход они не сходя с места расстреливают твою армию, а под конец могут выползти, чтобы подержаться за точки, если вдруг почему-то не получилось вайпаута. Вы можете задать вопрос: «А почему бы им просто на лицо не высадиться, если дойти не получается?” Потому что поголовное правило «интерцепт”: Тау из своих травматов будут стрелять тебе по коленям, пока ты ещё в воздухе. Развлекайся. Или Демоны сейчас. Если демоновод себе смог накастовать невидимость на первый ход, можешь пожать ему ручку и сразу собрать свои миниатюрки, которые ты только что расставил, в сумку.
Для игры в Ваху нужно немного: книга правил, кодекс армии, набор кубиков д6, дюймовая рулетка и, собственно, армия. Ну, и оппонент, конечно. Вы с оппонентом договариваетесь о формате боя, который выражается в очках. Самые популярные форматы — 750, 1000 и 1850 очков. 750 очков — это буквально один-два отряда при поддержке пары единиц техники, а вот в формате 1850 задействовано много больше минек. Особенно если вы играете за орков или тиранидов. В таком случае стол покрывается ковром из миниатюрок.

Также есть форматы «Апокалипсис” — на 10-25к очков с применением сверхтяжёлой техники (вы когда-нибудь хотели поводить Монолит некронов? В этом случае слово «миниатюра” звучит несколько издевательски.). И «Киллтим” на 200 очков — миниформат для новичков и уставших от масштабных баталий старичков.

Как происходит партия? Ещё перед началом партии нужно убедиться, что вам есть где играть (довольно очевидно, правда?). Нужны поле и ландшафт (террейн). Полем может служить и стол, и пол. Но всё-таки специальные столы с рельефом выглядят получше. С террейном то же самое: можно устроить его из книг/бутылок/стаканов из-под пива, но всё же миниатюры домов и руин смотрятся лучше. На этом этапе также можно расставить контрольные точки. После того как вы договорились с оппонентом о формате игры, нужно собрать армию. Общие правила создания армии: нужны «командир” — HQ и два отряда основных войск («трупсы”, от английского troops). Это обязательно. Опционально можно насыпать ещё элиты, мобильных войск (всякие байки, джетбайки и т.д. и т.п.) и тяжёлой техники. После сбора армии и расстановки контрольных точек игроки кидают кубик, чтобы определить миссию, и ещё по кубу — для определения порядка расстановки. Кто выкинул больше, тот смотрит на стол и выбирает, какая сторона расстановки ему нравится больше. Туда и встаёт.
Структура хода: начало хода, фаза движения, магии, стрельбы, рукопашного боя. То есть сначала вся армия ходит, потом все, кто хочет/может, стреляют, либо вместо этого пробегают чуть дальше, чем могли бы. И далее по списку. Основная проблема геймплея настольной вахи — шестигранный кубик. Т.е. то, что в качестве рандомайзера используется штука с вероятностным инкрементом в 16,5%. Это много. Много в том смысле, что даёт мало возможностей для игр с рандомом. Эльдар не может быть слегка точнее пейсмарина. Минимум на 16,5%. Поэтому выгоднее те опции, которые насыпают вам больше кубов. Например, на Темноэльдарский скиммер «Веном”, с 6 выстрелами в базовом профиле, можно поставить либо спаренную пушку, либо одну, но большую. Спаренная пушка позволяет один раз перебросить промахи, а большая пушка просто даёт 6 выстрелов без перебросов. А теперь вопрос с очевидным ответом: что выгоднее — 6 кубов с реролом или 12? Вот и получается что тот кто кидает больше кубов, тот выигрывает. Вот тут есть хорошая статья, которая показывает как работает механика стрельбы в вахе. Правда, на английском.
Но есть и ложка меда в этом бассейне боли. Миниатюрки. Качество минек — то за что ГВ любит не одно поколение моделистов. Да, есть т.н. «фейлкаст” — миниатюрки из специальной смолы, от качества которой жопа моделиста седеет и начинает прожигать стул. Но, в большинстве своем, миниатюры изготовлены из высококачественного пластика, все собирается почти без щелей и швы от форм практически незаметны. Один-два прохода надфилем и у вас в руках гладкая, как попа младенца, миниатюра. Вот вы думаете: «Ну, мы-то не моделисты. Зачем ты рассказываешь нам про качество миниатюрок?” В основном, для того чтобы статья получилась большая и разнообразная. А еще потому что действительно горит жопа, когда берешь лимитную миниатюру (которых в Москве меньше 10 штук) от другого производителя, там такой же богоподобный пластик, но щели после сборки шириной с Миллениум Фалькона. Так что это важно. Ну и работа скульпторов. Когда видишь пафосных Серых Рыцарей или сексуальных ведьм Тёмных Эльдар, когда они все такие в динамичных позах застыли на столе с хорошим террейном — прямо чувствуешь себя настоящим полководцем. Если твои миньки не покрашены как говно, конечно же. Никакие скульпты не спасут миниатюрку от кривых рук моделиста. Суровая, но правда.
В конечном итоге настольная ваха по сороковнику станет для вас раем, если вам нравятся миниатюры великолепного качества и частое обновление модельного ряда (и у вас есть пара тонн денег на эти обновления). Но если вам, как и мне, не нравятся недосказанности, алогичности и прочие дыры в бэке, которые подчас умножаются ужаснейшими правилами, которые при длительном рассмотрении похожи не на буквы и циферки, а на велосипед из костылей — вам лучше не идти в настолку. И если вас не убедил в этом данный текст — не переживайте, возможно однажды я напишу ещё чего-нибудь такого, от чего в страхе начнут трепетать ваши волосы подле сосков.