Как в старые-добрые. Мнение о первых сериях сериала Ash vs Evil Dead

Помните, про то, как раньше было хорошо? Трава была зеленее, небо голубее, озоновый слой был прочнее, а кино было хорошим. Не то, что сейчас. Помните, да? Только вот не было такого. Был лишь иной контекст восприятия мира и массовой культуры, жизненного опыта поменьше, а у авторов фильмов, не было того арсенала технических средств, который есть сейчас. Зато… зато «тогда» были «Зловещие мертвецы», Брюс Кэмпбелл и куча странных, но забавных штук, которые и оставили этот фильм в памяти многих и которые заставляют даже спустя 30 с лишним лет вновь и вновь к этим произведениям. Тем более, что вот совсем недавно появился значимый повод — выход сериала-сиквела.


Трилогия Evil Dead обладает особым шармом, своей внутренней привлекательностью. Гипертрофированность образов, аляповатый стиль как самих дедайтов (люди, которыми овладело Зло), так и в целом постановки. Резиновые куклы и маски выглядят как резиновые, воспринимаются как ненастоящие, но всё же пугают до чёртиков как скримерами (о да, их здесь будь здоров), так и просто атмосферой общего безумия. Зловещие мертвецы — они не про глубокую историю или сильных персонажей — нет, тут всё максимально шаблонно и клишированно, но они про постановку отдельных сцен и моментов. «Смеющаяся» комната? Кровопровод? Безумная рука? Игра в двойников? — Конкретно эти сцены врезались в память мне, но кому-то могло запомниться что-то ещё.


Evil Dead — это, в первую очередь, аттракцион. И чем дальше шли фильмы, тем больше там становилось «ада» и меньше затянутостей, провисаний и клишишированностей. Второй фильм — огромный скачок вперёд, по отношению к первому. Третий — тоже скачок, но куда-то в сторону, с путешествиями во времени и альтернативными концовками. Ремейк-перезапуск-руль63-хрен-пойми-что 2013 года задал совсем иной тон серии — жесткость, трагизм и отвратная мерзота. Стандартный заход дадейтов в прикладную психологию «я же твой родственник, не трожь меня, а когда ты отвлечёшься, я разъ#бу твою голову» стал пугающе реалистичным, а страдания протагониста (а точнее протагонистки) перестали быть гротескными. А дальше заход на ещё два сиквела новой трилогии и мечта Сэма Рейми (режиссёр и автор идеи) свести Эша с героиней из параллельной трилогии. Мечты-мечты.



Сериал, от которого вышло всего 2 серии из ожидаемых 10-ти, наследует идейное наполнение оригинальной трилогии, но всё же не брезгует пользоваться достижениями современного кинематографа и компьютерной пост-отработки, но использует их так же, как некогда использовал резиновых кукол и литры ненатуральной крови 30 лет назад — ради гротеска. Компьютерная анимация не претендует на реалистичность, а резиновые куклы всё так же пользуются почётом — не отказываться же от того, за что любили и любят фильмы об Эше, который разбензопиливает на куски дедайтов, да?


Один из самых приятных моментов сериала — эволюция образа Эша. Когда-то давно он оказался в непростой ситуации, потерял друзей, любимую, чуть не сошёл с ума и победил Зло. Эти события дали раскрыться изначально заложенным в нём чертам — мужеству, героизму, лидерству, стойкости, упорству и в целом сформировали его харизму. Спустя 3 десятка лет стареющий герой оказывается мужланом и сексистом, живущем в трейлерном парке и работающим продавцом-консультантом в техномаркете. В свободное время он ловит в баре девиц и развлекается с ними, удовлетворяя собственное либидо. Он чёртов идиот, и не особо старается казаться умным или вести себя общественно приемлемым образом. Нормы для него, что пустой звук — когда приходит Зло они лишь мешают. Стоит ли ударять женщину, когда есть вероятность, что она дедайт? Стоит ли уходить с работы без согласия начальства, если мир в опасности? Стоит ли и можно ли быть острожным в обращении с магическими книгами, если ты накуренный и ничего не воспринимаешь осмысленно?


Как бы на первый взгляд сериал не был прост и незайтелив, он «работает» и приносит удовольствие от просмотра. Цельная история про борьбу со Злом, которая пока разделена на две ветки: ветку Эша и его коллег из технормаркета и агента ФБР, которая стала целью дедайтов во время исполнения служебных обязанностей. В скором времени истории сплетутся, но основа сериала не изменится — с героями происходит странное, и они начинают истреблять дедайтов. Сам процесс сделан с той любовью и обожанием, которую можно было увидеть в фильмах. Конечно, если бы дедайты атаковали активней и не страдали желанием поговорить, они бы уже давно всех перебили, так как Эш просто бы не смог со своей неповоротливостью с ними справится. Но это то художественное допущение, которое сериалу стоит простить — только на вынесение за скобки неправдоподобности происходящего держится реальность того, что происходит в произведении. Ругаться на «анбэк» тоже нет смысла — во второй части оказывается, что Эш приехал в Хижину лишь со своей возлюбленной, а концовки третьего фильма не предполагают то, что может существовать сериал. Это вселенная Сэма Рейми и ему решать, куда её направлять, а я готов смотреть на все то, что готов предложить Рейми — ему каждый раз удаётся рассказать что-то новое или показать что-то занятное.


Разгонится ли сериал, я не знаю, но даже в текущем варианте это приятное времяпрепровождение. И слава богу, что такие сериалы существуют. Такие, чтобы смотреть и не плеваться.





Опубликовал | 11/11/2015|Categories: Сериалы, Фильмы|Tags: |0 комментариев

About the Author:

Педагог-политолог по образованию, люблю Warhammer 40,000, «Плоский мир» и вообще любые произведения с качественным ворлдбилдингом и раскрытием персонажей.