Теория синего мира. Мнение о фильме «Джон Уик 2»

Одна из (полу)-конспирологических теорий говорит о том, что окружающая нас реальность создана действиями «бандитских» группировок, которые на деле и являются теми, кто управляет нашими жизнями. Теория синего мира отсылает нас сначала к теории элит Парето (и Моски с Михельсом заодно), а затем и вовсе к взглядам Николо Макиавелли, одного из первых «политтехнологов» и автора книги «Государь». Оба этих мыслителя являются уроженцами Италии, которая многим известна как родина пиццы, пасты, великих художников и мафиозных группировок, которые и были настоящими правителями итальянских земель, а впоследствии открыли свои «филиалы» и в Новом Свете. А если вы некогда смотрели сериал «Рим», то должны прекрасно понимать, как формируются патрон-клиентские отношения, и, вообще, откуда растут ноги «элитарной концепции», что такое аристократия, как люди получают в своё распоряжение материальные и символические блага, а также борются и удерживают власть. И, если вы это знаете, то с пониманием мира фильма «Джон Уик» у вас не должно возникнуть проблем.


То, что начиналось как обычная история мести ушедшего на пенсию киллера Джона сыну босса русской мафии Нью-Йорка, стало многим больше, чем стереотипная история боевика B-класса 80-ых годов. Завязка истории казалась многим надуманной и была не раз высмеяна ещё до релиза фильма, но при этом полностью вписывалась в наш современный пост-истинный мир. Символическое значение смерти собаки было столь сильно для Уика, что он решил уничтожить того, кого сам возвысил чуть более пяти лет назад. Но эта история про месть рассказывала чуть больше и показывала нечто такое, что до этого не встречалось в массовом кинематографе — отель Континенталь, являющий собой островок спокойствия в бушующем мире постоянной борьбы, и принципы, которые вносили рациональное начало в кровавую вражду за пределами норм морали и права. И уже только за это (а ещё за безупречный экшн и работу дизайнеров по костюмам и интерьеру) фильм мог называться выдающимся.


Спустя 3 года вышел сиквел, который не только грамотно развил идеи оригинала, но и вывел всю франшизу на совершенно иной уровень. «Джон Уик 2» — это прямое продолжение первой части, которое открывается сценой разборок с остатками русской мафии и стартует в космос на очередной (неудачной) попытке лишить Уика того, чего он достиг своими действиями в прошлом. Угнанный Иосифом Тарасовым «Мустанг» оказывается важен не из-за его самоценности и привязанности главного героя к нему, а из-за того что в бардачке машины находится фотография покойной жены Уика. На протяжении всего первого акта Уик время от времени прикасается к оставленным любимой вещам, пересматривает старые видео и сосредоточенно вглядывается в фотографии. Мотивация, казавшаяся слабой в первой части, раскрывается именно через это символическое наполнение второго фильма и определяет будущие поступки героя. Кино пропитано символизмом настолько, насколько вообще может быть им пропитана история про наёмных убийц и войну 12-ти правящих кланов. Через небольшие замечания второстепенных персонажей зрителю открывается «синий мир», который во втором и третьем актах будет показан во всей красе.


После того, как Уика вынуждают согласиться «оплатить» вексель, действие переносится в Италию, и оказывается, что её устройство мало чем отличается от Нью-Йорка и США. В Риме есть свой Континенталь, а власть здесь принадлежит как раз той самой итальянской мафии. И именно её главу (а по совместительству и хорошую знакомую) Уик должен собственноручно убить. Однако, на деле цель режет вены и сама прерывает свою жизнь. Её рациональность пугает, но именно это и служит основанием того мира, в котором находится Уик. Договор элит определяет зоны перемирия, и каждый, кто оказывается в списке потенциальных гостей Континенталя, соглашается и с его правилами, и с тем, какое наказание они понесут за их невыполнение. Кровная вражда, традиции и нормы поведения членов кланов, необходимость следовать социальным ролям входит в поражающую сознание синергию с рациональным поведением и в итоге создают мир Джона Уика. Стильный, эргономичный, немногословный, степенный, внешне привлекательный, но крайне опасный внутри. Образ Уика — это воплощение всех основных граней этого мира в одной человеческой личности. В один момент герои могут пить виски и говорить о жизни, а уже в другой перекидывать друг друга через себя и пытаться убить. Но внешнее спокойствие и запредельная жестокость соседствуют в этом мире без каких-либо противоречий, так что наблюдать за этим невозможно без удовольствия. Поведение всех действующих лиц определяется не хаосом и текучестью жизни, а законами, по которым они живут. У каждого “жителя” этого мира есть второй телефон, на который приходят смски с информацией о наградах за головы и иные важные уведомления. Сама же система приёма заказов — это тоже отточенный рациональностью механизм этого мира. И это тоже впечатляет.


В некоторых моментах фильм попадает в ловушку самокопирования (та же перестрелка на территории рейва, которая пусть и отличается от перестрелки в первом фильме, но уже не ощущается свежо и оригинально), однако, в большинстве случаев умудряется рассказывать новое не только о мире, но и показывать нечто впечатляющее. Путешествие по Нью-Йорку, в котором случайные люди оказываются убийцами, жаждущими получить 7 миллионов за голову Уика, — это эпизод, в момент просмотра которого можно не нарочно разломать подлокотники у кресла в кинозале, когда руки непроизвольно начнут сжиматься в кулаки. Уже во второй раз Чад Стахелски (правда, уже без Дэвида Литча, который сейчас работает над вторым «Дедпулом») ставит такой экшн, во время просмотра которого эмпатия работает на полную мощность, и та боль, которую испытывает главный герой, передаётся зрителю без каких-либо потерь по пути. Ну а финальная перестрелка в музее современного искусства — это вообще что-то с чем-то с визуальной точки зрения. Одно удовольствие видеть такое в кино.


«Джон Уик 2» не пытается быть остросоциальным фильмом и рассказывать истории о свержении деспотий, борьбу с терроризмом или о древнем зле, которое жаждет подчинить себе всё сущее — ему это и не надо. Здесь герой бросает вызов существующему миропорядку лишь для того, чтобы от него отстали и дали пожить ради себя. Он выбивается из мейнстрима боевиков не только постановкой и хореографией боёв, но и всей своей содержательной составляющей. Он не пытается рассказать очередную историю о прелестях демократии и даже не замыкается на истории личной вендетты — уже в самом начале он заключает мир с действующим главой русской мафии. И «Джон Уик 2», как и первая часть, однозначно, заслуживает вашего просмотра в кинотеатре, ведь как иначе мы сможем увидеть третью часть, которая станет эпическим финалом этой истории?

Опубликовал | 15/02/2017|Categories: Научпоп, Фильмы|Tags: |0 комментариев

About the Author:

Педагог-политолог по образованию, люблю Warhammer 40,000, «Плоский мир» и вообще любые произведения с качественным ворлдбилдингом и раскрытием персонажей.