А пооомните Мориарти? Пооомните?
Первые два сезона навсегда останутся в моей памяти как эталонные — шесть полутарачасовых серий, каждая из которых была скорее самостоятельным произведением, нежели серией “сериала”. Продолжение отметилось появлением Мориарти, который стал связующей нитью всего второго сезона, что являлось логичным и закономерным развитием проекта, основанного на произведениях Артура Конан Дойла. И да, второй сезон закончился смертью Шерлока, но по ряду обстоятельств (дикий успех сериала и Моффат в числе сценаристов, например) это не стало концом проекта, как и не стало концом истории, которая сегодня ночью получила продолжение в виде первой серии 4-го сезона.
Самое точное определение, которое можно дать третьему сезону и всему тому, что за ним последовало — симулякр. Копия. Имитация без внутреннего содержания. Вместо того, чтобы быстренько показать батут (был тот на самом деле или нет, лол) и выдать очередное очень крутое дело, первая серия третьего сезона водила зрителей за нос и выдавала один за другим варианты спасения Шерлока, которые в равной степени были истинны и ложны. Но по прошествию трёх лет можно с уверенностью сказать: Шерлок умер именно тогда, в момент падения с крыши, потому что всё увиденное после нельзя охарактеризовать никак иначе, как лютый фансервис и “омыливание” некогда охеренного сборника детективных историй с сыщиком-гением посреди произведения. Развитие отношений Мэри и Джона, их свадьба, рождение ребёнка, мелкие детали быта и ухода за ним — боже, это разве кому-то было действительно интересно? Бля, авторы слэш-фанфиков, опустите руки — вы не считаетесь.
И я прекрасно помню, что в первоисточнике после падения в водопад Шерлок тоже выжил. Но, всё же, тут контекст-то другой.

Несмотря на то, что рождественский спешл я считаю одним из самых крутых виденных мною спешелов (“Пробуждение силы” говно и вы это прекрасно знаете), финал третьего сезона — это огромный плевок всем зрителям в лицо (наравне с клиффхенгером серии s3e01) и заигрывание ради заигрывания. Пусть чертоги разума и стали мемом, но сам сюжетный поворот, связанный с ними, был буквально высосан из пальца (или из пальца высосаны “обманки” для зрителя внутри серии). И в силу этого (а также показанного в первой серии 4-го сезона) можно сказать, что всё произошедшее после смерти Шерлока — это огромный спешл, который эксплуатирует идеи прошлых сезонов, но не удосуживается привнести ничего нового.

При этом я не могу сказать, что начало нового сезона так уж плохо — возвращение Мориарти было отложено в долгий ящик, а сам Шерлок занялся повседневной рутиной раскрытия небольших преступлений. По ходу дела герои говорят о всяком, и с течением времени из этого получаются отличные шутки (украденная драгоценность, история про смерть), проскальзывают и интересные дела, а процесс их решения доказывает, что Шерлок-то ещё ого-го! Но параллельно с этим происходит и куча всего, что лишь разрушает некогда созданную атмосферу “того самого Шерлока” первых сезонов, о котором я столько вспоминаю. Если раньше герой Камбербэтча был создан из противоречий, и разбирать его психологию было одним удовольствием, то теперь довольствоваться приходится лишь вымученными шутками из разряда “это Джон сейчас говорит обо мне или о новорожденном ребёнке?” Мало того, что происходит банальная дегероизация Шерлока, так и сам фокус смещается с раскрытия сложных и запутанных дел к разборкам в семье Ватсонов. О боже, похоже Джон изменяет Мэри! О боже, похоже Мери что-то скрывает от Джона! О боже, а что будет с ребёнком, если они разойдутся? — Да похуй вообще. Давайте лучше послушаем очередной экспромт Холмса, когда тот пытается развлечь себя пустой ложью об истинных причинах своих дедуктивных побед. Или можно очередной раз кекнуть с того, что Мэри обвела Шерлока вокруг пальца. И именно поэтому смерть Мери и драааааму вокруг её смерти очень сложно воспринимать серьёзно — сериал уже давно стал чуть ли не ситкомом про взаимные подколы близкого окружения к Шерлоку (а ведь когда-то колкие остроты Шерли отражали его характер, ээх).

Я смотрю Шерлока по инерции. Он хайповый, а значит интернетик будет очень сильно задевать всё, происходит в сериале. И он будет генерировать мемасы. И я смотрю сериал, который сам воспроизводит эти мемасы внутри себя, чтобы смеяться над мемасами, которые создают люди его посмотревшие. Добро пожаловать в 2к17 и не надо воспринимать всё происходящее в сериале серьёзно — Шерлок уже давно мёртв, а мы лишь смотрим, как создатели обыгрывают созданное ими ранее, чтобы развлечь нас с вами. И, как можно догадаться, без привнесения содержания в эту давно пустую оболочку, получается это с переменным успехом.