Что нам стоит вселенную построить. Мысли о книге «Варкрафт: Хроники. Энциклопедия. Том 1» — Place for Plays

Что нам стоит вселенную построить. Мысли о книге «Варкрафт: Хроники. Энциклопедия. Том 1»

Среди всех игровых вселенных Warcraft занимает особое место. Blizzard вложили огромное количество сил и времени в развитие этого мира, а обилие хороших видеоигр по этой вселенной позволило Азероту стать чем-то намного большим, чем ещё одним местом действия очередной фэнтези-игры. Да, всё началось с рядовой истории о противостоянии людей и орков, но спустя годы вселенная разрослась до невиданных масштабов. Как и любая вселенная, которая создаётся и развивается годами за счёт сил десятков людей, история Азерота со временем всё больше рассеивалась по возрастающему количеству разнообразных источников, тем самым вызывая сложности в её освоении и порождая всё новые сюжетные несостыковки, неточности и упущения. 15 марта 2016 года в свет вышел первый том Энциклопедии, призванной исправить сложившуюся ситуацию.

Можно с определённой долей уверенности говорить о том, что у Близзов начала 90-х и не было столь масштабных планов на новосозданный мир. Сюжет серии стратегий был крепок и строен и оттого стал отличным фундаментом для развития истории мира в будущем. С выходом World of Warcraft вселенная двинулась в сторону уплотнения и расширения уже имеющихся историй и закрытия сюжетных дыр и недосказанностей. Смена жанровых рельс внесла свои особенности в способ подачи истории — бэк стал разбросан по многочисленным сюжетным веткам и диалогам NPC, степень участия в которых каждый игрок определяет для себя самостоятельно, а также дополнен различной литературой. Но при этом ориентация в наиболее значимых моментах истории вселенной не вызывала большой сложности у людей, которые следили за дополнениями по мере их выхода.

Конечно, существуют и те, кому интересно разобраться в метафизике Варкрафта — они-то как раз и были вынуждены ловить разинув рты каждое слово разработчиков и посредством усиленного гугления да изучения сопутствующих материалов самолично выстраивать собственное видение истории всего мира. Когда сценаристы Blizzard начали понемногу отходить от твёрдой почвы первых игр и двигать бэк более независимо от истоков, а вселенная стала вмещать в себе огромное множество персонажей, историй, событий и всевозможных нюансов, изучение и систематизация всех сведений обернулись многими трудностями даже для людей, не поверхностно знакомых с историей мира. Подобная энциклопедия оказалась нужна для них самих почти в той же степени, что и для людей, только начинающих покорять обширные просторы игрового лора, ведь она позволила не только компактно сжать основные события вселенной, которая создавалась на протяжении более 20-ти лет, но и расставить точки над i в спорных её моментах (вот здесь можно узнать ключевые нововведения, а здесь про то, что изменилось). Для всех остальных данная энциклопедия должна была стать отправной точкой погружения в мир перед просмотром фильма Дункана Джонса, который в свою очередь внёс ещё больше путаницы, ведь, по факту, был местами очень вольной интерпретацией того самого «незыблемого канона» первых стратегий. Об этом же говорили и близзы: фильм и весь дальнейший контент на его основе не относится к основному канону.


В отличие от большей части редакции пчп я отношусь к числу «шапочнознакомых» с Азеротом людей — некогда я играл в Hearthstone, смотрел кино да читал его официальную новеллизацию. Энциклопедия описывает мир Warcraft с самого зарождения, а последняя запись в первом томе датируется «45-м годом до Открытия Тёмного Портала», через который Орки и попали в Азерот. Содержание книги — это одновременно и мифы, и история для центровых персонажей и обывателей «актуальной вселенной». И мне, как среднестатистическому не знакомому со вселенной читателю, необходимо воспринимать её именно так и никак иначе. В общем, нужно почувствовать себя ребёнком, читающим пересказы Мифов Древней Греции от Николая Куна. Однако мне уже не 10 лет, и воспринимать такое очень тяжело.


Мифы в привычном для нас понимании — это истории, призванные не только доступно объяснить происхождение вселенной, природы, человека и конституировать правильность текущего социального строя, но и установить взаимосвязь между разрозненными, но при этом часто встречаемыми явлениями. Если в мифе заложено, что люди появились при разделении камней на половинки, но при этом в одном случае половинки были разных полов, а в других одного и того же, то в обществе закрепляется понимание и принятие не только гетеро, но и гомо-сексуальной любви. Если в мифе заложено, что женщина произошла от ребра мужчины, то в обществе изначально закрепляется «зависимое» положение женщин. Однако для фэнтези, как и для «традиционного» общества, характерно иное понимание мифов, как событий, которые произошли на самом деле, только если в традиционном обществе существование трансцендентных созданий лишь предполагается, то в фэнтезийном мире они на самом деле существуют. Довольно жёсткая ориентация на мифы Древней Греции, несмотря на многочисленные заимствования мифов других народов, не даёт мне по-настоящему полюбить Азерот и проникнуться духом этой энциклопедии. В целом это лишь который раз подтверждает закономерность: если ты не проникся историей и персонажами, с которых и началась вселенная, то вряд ли ты сможешь проникнуться остальным миром.

Если вы, как и я, не особо вовлечены в мир Варкрафта, то вряд ли вас очень сильно заденет написанное в этой энциклопедии. Если же вы являетесь фанатом этого мира, то при прочтении вы точно начнёте ссаться кипятком, а местами может даже и исходить желчью — настолько всё любимое вами «переврали». Если вы уже погружены в этот мир, то эмоциональное восприятие вам гарантировано. Вы точно получите удовольствие и от содержания, и от самого издания — увеличенный формат, глянцевая бумага, сочные арты и обилие бэка. Эстетически издание радует даже меня, человека, не особо сведущего в Варкрафте. Ребята из редакции АСТа Mainstream взялись за трудоёмкую работу по подготовке издания для выпуска в России и с успехом справились с этой задачей. Уже летом этого года у АСТа должен выйти уже второй том (или просто World of Warcraft: Chronicle. Volume 2), так что надеюсь, что по качеству исполнения он не будет уступать этому.


Экземпляр на рецензирование предоставлен АСТ: Редакция Mainstream и магазином book24.ru.

By | 2017-03-10T20:52:01+03:00 10/03/2017|Categories: Игры, Книги|Tags: , , |1 Comment