Герои не умирают. Мнение о комиксе «Бэтмен: Возвращение Темного Рыцаря» — Place for Plays

Герои не умирают. Мнение о комиксе «Бэтмен: Возвращение Темного Рыцаря»

Посмотрели фильм Бэтмен против Супермена и ничего не поняли? Любите проработанные, сильные сюжеты? Любите старого-доброго Бэтмена, которому чужда всякая техника, и который надеется только на точный расчет и свои бэтаранги? Тогда эта графическая новелла (именно новелла, а не комикс) для вас.


На этот раз я начну с нахваливания самого издания от Азбуки, потому что уж слишком оно распрекрасное. Увеличенный, просто огромный формат абсолютного издания великолепно будет смотреться на вашей книжной полке рядышком с другими комиксами, которые будут выглядеть просто малютками. 19х29 сантиметров делают книгу поистине богоподобной, а 264 страницы предают ей объему. К счастью, или к сожалению, Возвращение Темного Рыцаря не единственный комикс такого формата. Хранители и V — значит Вендетта Алана Мура тоже находятся в данной весовой категории. Что же такого «абсолютного” в этом издании? Да все и сразу: суперобложка, скрывающая под собой твердый переплет с серебристым тиснением в виде сидящего на тросе Темного Рыцаря, названием книги и логотипом DC, просто огромное количество дополнительных материалов, начиная с трех предисловий (одно от того же Алана Мура и два от сценариста комикса Фрэнка Миллера), несколько вариантов сценария (которые вы найдете в конце книги), скетчи и наброски, галерея обложек и даже несколько фотографий с атрибутикой, посвященной данному комиксу. Заодно с первым тиражом книги идёт небольшая рекламная полосочка Бэтмена против Супермена, которая послужит неплохой закладкой, ибо за один раз такое огромное и масштабное произведение не осилить. Собственно, если вы после этих слов все еще не побежали в «лавку комиксов АПЕЛЬСИН» за данным произведением искусства, то постараюсь вас убедить самим содержанием книги. Ведь за прекрасной обложкой скрывается не менее прекрасное содержимое.

Каждые несколько десятков лет появлялись откровения в том или ином жанре, будь то кино, музыка или живопись. Так уж исторически сложилось, что комиксы вобрали в себя два жанра, это вам и услада для глаз, и пища для мозга, ведь не все книжки с картинками ограничиваются лишь надписями ТРАХ БАХ БАБАХ. И вот, в 1986 году, в столь нелегкое время для графических новелл, выходит он — «Возвращение Темного Рыцаря”, и выставляет на показ всю подноготную того времени. Брюс Уэйн уже давненько отошел от своих дел — прошло десять лет с тех пор как он последний раз одевал костюм Бэтмена. Жажду адреналина и приключений он утоляет уже иными способами, но все равно понимает, что Летучий Мститель — это часть его жизни. В Готэме, после исчезновения или же безвременной кончины Темного Рыцаря, преступников поубавилось — все как-будто залегли на дно. Многих из них упрятали по местным богадельням, в которых те смирно сидят и ждут своего часа. Но на улицах Готэма появляется новая угроза. Мирные жители в опасности, а город как никогда нуждается в своем спасителе. Нахлынувшие воспоминания и нестерпимое желание почувствовать себя снова молодым заставляют Брюса вновь надеть свое фирменное трико с плащом.



Книга разделена на четыре рассказа по 50 страниц каждый: Возвращение Темного Рыцаря, Триумф Темного Рыцаря, Охота на Темного Рыцаря и Падение Темного Рыцаря. В первой главе нам рассказывают о том, как же Готэм справлялся без своего любимца, о банде подростков, именующих себя Мутантами, и о старике Уэйне, которого до сих пор мучают кошмары прошлого. Во второй главе нас знакомят с новым Робин, которая на этот раз стала юной, совсем юной, рыжеволосой девушкой. Сцены с этой малюткой и громадным Бэтсом вызывают просто тонны умиления, а реплики Брюса вроде «Робин, не горбься!” выводят их отношения на уровень дедушки и внучки. Вообще, о Кэрри Келли можно говорить часами, рассматривать ее мотивацию и мусолить ее выбор стать Робин, но это, я думаю, здесь ни к чему. В третьей же главе появляется он. Он — это Джокер. Да, он жив, здоров и находится на лечении у доктора Вольпера, который считает заболевания всех психически нездоровых злодеев результатом появления Бэтмена, как такового. И вот об этом стоит рассказать поподробней.



Помните, я говорил, что Миллер описал общество того времени? Сделал он это при помощи самых обычных телепередач, которые каждый день, как и в любом другом городе в мире, крутят по ТВ. Новости, различные интервью, беседы с лечащими врачами, дискуссии и ссоры — всё это и продемонстрировал комикс, показав, что Готэм — это самый обыкновенный город, в котором есть множество проблем и кроме Темного Рыцаря. Но он, по всей видимости, является их главной проблемой. Мнение прессы, журналистов, да и обычных прохожих кардинально разнится по отношению к местному Мстителю. Одни разделяют его методы и только то и делают, что подбадривают его, хотят от него большего и рады, что он делает работу за полицию. Другие же напротив, боятся его, ведь он калечит людей, вламывается в квартиры, подвергает опасности не только себя, но еще и обычных граждан. И если раньше теория о том, что без Бэтмена не было бы и Джокера выглядела весьма сомнительно, то после этой графической новеллы ты начинаешь думать слегка иначе. Ну а в четвертой главе нас ждет эпичнейшее сражение Бэтмена против Супермена, которое длилось даже меньше, чем в фильме, но по зрелищности ему явно не уступало. Что же касается фильма Бэтмен против Супермена, то тут все неоднозначно — некоторые сцены взяты буквально покадрово из комикса. То же самое убийство родителей Брюса, или некоторые подвиги Супермена. В остальном же, фильм является скорее духовным наследником, чем тупой копиркой оригинала. В комиксе, как и в фильме, есть непередаваемая атмосфера нуара, где самый натуральный, махровый, Бэтмен бегает с голыми руками и бэтарангами, избивает преступников и с задышкой и кряхтением перепрыгивает со здания на здание, а не использует линзы-сканеры и нанотехнологии для поимки преступников. Здесь даже бэтмобиль больше похож на огромный танк с дулом-хоботом, а бэтвинг — типичный военный вертолет.


Конечно, в столь проработанном и масштабном мире нашлось место и для других, не менее значимых персонажей. Джим Гордон тоже явно не помолодел за всю свою, и Бэтменовскую, карьеру, Альфред все так же прислуживает Брюсу, обстреливая его язвительными шуточками и намекая на его безрассудность, многие из Лиги Справедливости либо давно покинули Землю, либо состарились. Много чего изменилось во вселенной Темного Рыцаря. Но ведь эту историю надо было не только рассказать, но и показать, и с этим делом великолепно справилась троица мастеров: все тот же Фрэнк Миллер, который очень сильно отличается своим грубым, немного даже квадратным стилем рисования от Клауса Янсона, который наполнил этот роман тонкими и выразительными лицами, на которых можно прочесть любую эмоцию и полюбоваться шикарными видами Готэма, ну а всему этому действу буйства красок прибавила Линн Варли, колорист, чей вклад в это произведение просто неописуем. Сам же комикс можно описать несколькими словами: вам всегда нравились супергерои и вам стало любопытно, а что делает Бэтмен на пенсии? Куда деваются состарившиеся герои и продолжают ли они свою карьеру линчевателей? Эта книга ответит на всех их в полной мере, подведя черту в жизни Темного Рыцаря. Но спешу обрадовать: эта черта слегка размыта, ведь впереди нас ждет еще минимум два тома, последний из которых начал выходить синглами буквально в прошлом году. Так что конец карьеры Бэтмена будет долгим и поистине эпическим. Сага о Темном Рыцаре действительно заслуживает вашего внимания. Это один из тех редких случаев, когда книгу можно посоветовать даже тем, кто попросту ненавидит супергероев и комиксы в целом.

За предоставленный для рецензирования экземпляр отдельная благодарность издательству Азбука, магазину ”АПЕЛЬСИН” и одесскому магазину «On the bus».