Завоевательная рутина. Впечатления от книги «Империя»

Первый роман цикла о Зигмаре дался мне с трудом. Сага об Императоре была настолько «былинной», что мне, как человеку не очень вовлечённому в фэнтезийный вархаммер, было читать просто-напросто скучно. Книге не хватало драйва, динамики, неожиданных твистов и ощущения «времени». Из-за этого я и ожидал, что «Империя» будет крайне похожа на «Молотодержца» стилем, подходом и общим настроением — это было бы довольно логичным, ведь так? Но реальность оказалась гораздо прозаичнее — Макнилл заметно изменил подход к жизнеописанию величайшего унберогена.

С момента сражения на перевале Чёрного Огня прошёл год. Люди, объединённые властью Зигмара, зализали свои раны и были готовы к следующему шагу — коронации Императора. К этому моменту молотодержцу стукнет уже 30, что по меркам средневековья, пусть и альтернативного, уже довольно большой срок — средняя продолжительность жизни в этот период составляла 25 лет. В Рейкдорф прибывают все короли-властители племён, чтобы с честью приветствовать рождение Императора и отпраздновать это событие. Зигмара мучают тяжкие воспоминания, Вольфгарт и Пендраг снова пытаются перепить друг друга и бахвальствуют перед молодняком своими историями, Ведьма Брокенвалша вновь уходит с болот, чтобы дать очередное наставление и раскрыть сюжет на ближайшие 5-10 глав, — всё начинается ровно так же, как и в прошлый раз. Грэм отрабатывает стандартную схему «сегодня я должен написать не менее х символов» и обильно сдабривает повествование пространными описаниями. Но уже через десяток страниц во время коронации Зигмар проваливается в унберогенскую вариацию «худшего туалета в Шотландии»… и становится понятно, что Макнилл наконец-то взялся за дело серьёзно и всё написанное дальше вряд ли будет представлять из себя «былинный рассказ».

Зигмар почти сразу увязает в «имперской рутине». Тут проложить дороги, тут дать задание о расширении производства, съездить сюда проверить процесс постройки, подбодрить людей словом и вдохновить их на подвиги. Это ещё не политика в привычном нам понимании — власть Зигмара безоговорочна, но распространяется лишь на королей-графов племён, входящих в состав государства. Пусть у его государства есть название, но пока это лишь слово без конкретного институционального наполнения — всё как у Карла Великого, исторического прообраза Зигмара. И смотреть за «имперостройкой» действительно интересно. Завоевательный поход на полис Ютонсрик, разборки с демонической заразой внутри Империи, поход на Фаушлаг и битва с некромантом, борьба с объединённым войском варваров-норсов — каждое из этих событий накидывает на светлую голову Зигмара и его соратников пару-тройку нравственных проблем и заставляет их искать «правильный» путь.

В отличие от сражения с норсами в третьей части романа, битва с воинством некроманта обладала нетипичным даже для Макнилла драматизмом. И трудностей для Зигмара, а не всего человечества, после неё было больше.

По ходу повествования Грэму удаётся не только избавиться от основных проблем прошлой книги, но и даже обыграть их. Ведьма, которая всю жизнь направляла жизни людей туда, куда считала нужным, на закате своих дней поймёт, что мир — не шахматная доска, люди — не пешки, а она — не игрок. Возможно, боги и играют в свои игры, но богов много, каждый из них обладает своей собственной волей и при этом ограничен в ресурсах и возможностях. Это играет истории лишь на руку, ведь на место «предопределённости» приходит хаос обыденной жизни, в которой героям приходится сражаться, любить, страдать, разочаровываться и проигрывать. События «Молотодержца» герои вспоминают как сладкую юность, в которой мир был проще, а возможности — шире. Им хочется вернуться туда, но ответственность перед жёнами, дочерьми и людьми, населяющими огромные территории, заставляет их думать. Они наконец-то оказываются перед моральными дилеммами, которые не получается разрешить применением одной лишь грубой силы.

После битвы за Мидденхейм Герреон сбегает, что заставляет взгрустнуть — именно схватки между ним и Зигмаром я ждал в финале.

Если раньше Вольфгарт и Пендраг были сайдкиками без конкретного наполнения, то теперь у них появились причины проявить себя и раскрыться в качестве близких друзей Зигмара, который то и дело оказывается во власти «внутренней тьмы» и творит различные зверства: то целое племя вырежет в отместку за нападение, то графов решится подвергнуть тройной казни, то проклятый артефакт начнёт использовать. А после, в моменты очередного прозрения, устами Зигмара вообще начинает говорить сам Макнилл. В отличие от сороковника, в котором боги являются производными от эмоций разумных существ, высшие сущности Fantasy Battle были всегда или почти всегда. И именно здесь у людей есть свои собственные боги, которых можно классифицировать как «хороших», а значит богов Хаоса можно назвать «злыми», ведь они противостоят всем другим сверхъестественным сущностям. Тьма же в сердцах людей отворачивает их от выражающих человеческие добродетели «добрых богов» к богам Хаоса. И это заставляет видеть в политеистических верованиях людей этого периода FB аллюзии на христианство и католическое понимание человека: все люди грешны изначально. А если рассматривать личность Зигмара в контексте «Империи» под таким углом, то можно с уверенностью говорить, что он протестант, ведь его восприятие собственной «изначальной греховности» не отрицает необходимости борьбы с пороками. И вместо того, чтобы после каждого акта «порочного» поведения заниматься самобичеванием, Зигмар рефлексирует и находит в себе силы идти дальше. А если учитывать и то, что сама Империя в позднем её варианте — это скорее Германия эпохи первого Рейха, то глупо отрицать влияние эстетики лютеранства на весь мир, в котором Зигмар силой своей воли повернул всё человечество на новый путь.

На мой взгляд, «Империя» на голову выше прошлой книги, и даже если вам когда-то не понравился «Молотодержец», то на это произведение я советовал бы обратить своё внимание. Эта книга хороша не только по сравнению с прошлой, но и сама по себе. Это отличное драматическое произведение в сеттинге «тёмного фэнтези», которое поднимает сложные темы и пытается их раскрыть. «Империя» читается на одном дыхании и радует как сюжетными твистами, так и отличным экшеном. Осталось лишь узнать, как Грэм Макнилл завершит свою сагу в романе God King.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.

About the Author:

Педагог-политолог по образованию, люблю Warhammer 40,000, «Плоский мир» и вообще любые произведения с качественным ворлдбилдингом и раскрытием персонажей.