Казалось бы, очередное произведение, центральной темой которого становится создание робота на основе живого существа с сохранением его разума, должно было потонуть в гуще второсортной фантастики. Подобные темы набили оскомину не только людям, лично наблюдавшим золотой век научной фантастики, но и всем тем, кто жил после и видел многочисленные вариации подобных историй и творческие потуги авторов привнести в жанр что-то новое. Если во времена Азимова законы робототехники и попытки авторов понять искусственный разум воспринимались как что-то новое, как творческий поиск, то сейчас каждый второй школьник сможет без запинки перечислить весь букет морально-нравственных проблем, которые могут возникнуть, когда человек начинает играть в бога. Но, сколь бы сильно не опирался Грант Моррисон при написании сценария комикса WE3 на опыт авторов не такого уж и далёкого прошлого, в паре с Фрэнком Куайтли им удалось создать произведение столь же новаторское, сколько и «классическое». И дело даже не в том, что это, в первую очередь, комикс, а в том, с какой точки зрения им удалось рассказать историю.

НАС3 — это небольшое по своему размеру произведение, главными героями которого становится тройка роботизированных животных (биоргов) — пёс, кот и кролик. Они — экспериментальный проект ВВС США, которые пытаются создать орудия нового типа. Военные и подконтрольные им учёные преследуют вполне гуманистическую цель: снижение людских потерь в войнах к минимуму. Только вот, не смотря на общий посыл, они не отрицают необходимость войны как таковой и просто пытаются создать очередное «пугало», которым бы стало возможным напугать врагов. Тесла в начале 20-го века грезил о супероружии, а Марк Твен считал, что, обладая самой большой «дубинкой», можно держать всех слабых в повиновении. Вся история технологического развития была нацелена на одно — на упрощение методов ведения войны и создание оружия столь грозного, что тем, против кого оно было обращено, пришлось бы принять поражение. Но, как многим известно из истории: никогда ничем хорошим такие начинания не завершались. Население Земли росло и пропорционально ему росло количество жертв в столкновениях одних людей с другими. Но, как ни странно, Моррисон задевает и эту тему, и многие остальные вскользь, давая читателю самому поразмышлять о том, к каким последствиям могло бы привести массовое введение подобных боевых машин, и сосредотачивает внимание на животных-прототипах, их психологии и взаимоотношении с окружающим миром.
После уничтожения очередного диктатора очередной банановой республики проект НАС3 собираются закрыть, а пса, кота и кролика убить за ненадобностью, так как в недрах лаборатории уже создан более совершенный тип биорга, который в скором времени должен стать массовым. Однако, о данном решении узнаёт их куратор-опекун и сами животные, которые из-за всей электроники в своих телах научились понимать человеческую речь дословно и даже говорить. Розанна Берри, лично наблюдавшая весь процесс трансформации своих подопечных, оказывается неспособна дать так просто убить животных и после длительного душевного самокопания отпускает их на волю. И орудия смерти оказываются свободны.
Моррисон огромное количество времени уделяет взаимодействию пса, кота и кролика, их спорам на ломанном человеческом и ценностному конфликту в их команде. Собаки и многие другие животные и без специальных приборов способны понимать человеческую речь и эмоции, но эти животные оказываются куда выше своих немодифицированных собратьев: они воспринимают себя как команду, семью и их лидер, пёс, жаждет вернуться домой. Каждый из этих животных был когда-то домашним питомцем, но был потерян, и оказался в руках учёных. Первый, второй и третий способны осознавать себя не только на текущем промежутке времени, но и осмыслять своё прошлое и ставить цели на будущее. Они обладают разумом, приближенным к разуму человека, и их убийство — это не просто убийство животных, это и убийство неполноценных, но личностей. Тезис «о защите тех, кого мы приручили» обретает немыслимую глубину в контексте этого комикса и, в конечном итоге, заставляет задуматься о многом и раз за разом прокручивать в голове всю историю комикса. За 3 выпуска по 28 страниц в каждом Гранту и Фрэнку удалось при абсолютном минимуме выразительных средств (животные используют в своей речи около 15-20 слов) рассказать столь мощную историю, что она сможет задеть даже самого черствого сухаря.
Отдельно стоит отметить работу с панелями и кадрированием Куайтли, потому что без его воплощения творческих задумок Моррисона этот комикс не смог бы стать и вполовину столь крутым от того, каким он на самом деле является. В каждом из выпусков присутствует по 3-4 разворота, которые не могут не приковывать к себе взгляд — каждый можно разглядывать очень долгое время. Некоторые кадры просто разрывают сознание своими подходами к подаче визуальной информации внутри комикса. Кроме этого в дополнительных материалах можно увидеть, как создавались эти шикарные развороты, и понять, сколько труда было в них вложено. Сам же рисунок Куайтли во многом воспринимается как более хардкорная и реалистичная версия «Жуя», за визуальный стиль которого стоит всецело благодарить художника Роба Гиллори. В «НАС3» огромное количество мерзких, но всё же скрупулёзно прорисованных мелких деталей, будь то крысы-инструменты, разлетающиеся кишки разорванных людей или безумные взгляды биоргов.
«НАС3» — это безумно крутой комикс, который понравится и любителям интересных и продуманных сюжетов, и людям, которые от каждого комикса ждут новаторского подхода к изображению действия. Это один из самых сильных комиксов, которые были выпущены в России в 2016-м году. Так что издательству «Азбука-Аттикус» хотелось бы сказать огромное спасибо за то, что дали возможность подержать это чудо в своих руках и самолично удостовериться в его великолепии.