Сакральный секс. Мнение о книге Ричарда Дэвидсона «Пламя Яхве»

Вопрос о человеческой сексуальности одинаково волновал умы во все времена. Женское и мужское тело, определённые его части интерпретировались и рассматривались под новыми углами на разных этапах истории, но всегда оставались чем-то сакральным, таинственным и всё же не до конца изведанным. Древние философские писания, религиозные тексты, даже первые своды законов в той или иной степени касаются различных аспектов сексуальности, несут в себе попытки осмыслить и объяснить, организовать и «разложить по полочкам» суть человеческой природы в её первобытном, обнажённом виде.

В современном мире, на мой взгляд, понятие человеческой сексуальности донельзя сузилось и опошлилось. Что понимает под словом «сексуальность» обыватель? – Вероятно, способность вызвать физическое влечение. А секс – это, конечно, сугубо половой акт, тогда как все мы прекрасно знаем, что «sex» переводится, в первую очередь, как «пол». Средства массовой информации насаждают нам столь узкие интерпретации. Мы просто мало – по-настоящему, мало – знаем о сексуальности, а это ограничивает наше восприятие и зачастую провоцирует осуждение, недоумение, даже конфликты, причём на самых разных уровнях.

Тем более ценной мне кажется книга Ричарда Дэвидсона «Пламя Яхве. Сексуальность в библии». Сразу оговорюсь, что перевод тут не совсем точен. В оригинале подзаголовок звучит как: «Sexuality in the Old Testament» («Сексуальность в Ветхом Завете»), и именно Ветхий Завет автор изучает в первую очередь. Глубоко, последовательно, поэтапно, он раскрывает для нас понятие «сексуальность», как гендерную дифференциацию и как любые проявления полового влечения между мужчиной и женщиной или внутри одного пола, опираясь на разделы Ветхого Завета (Закону, Пророкам и Писаниям), дополняя текст не только выдержками из самого Священного Писания, но и привлекая к анализу различные «Премудрости», «Законы», мифы и верования древних цивилизаций. Он знакомит нас с сексуальностью в её возвышенном, сакральном понимании именно скорее духовных взаимоотношений и лишь затем физических.


Например, мы можем наблюдать гомосексуальную практику, которая носила в некоторых культурах ритуальный характер. Геи-проститутки при храмах Месопотамии хоть и считались людьми презренными, были неким средством для получения божественной силы. А в Египте благоприятной считалась гомосексуальная связь с мужским божеством («Я проглочу фаллос Ра» – клятва, выведенная на стенке одного из найденных саркофагов). Хотя библейское отношение тут, несомненно, иное. Подобные примеры показывают, насколько узко может зрить человек, слепо осуждающий какое-либо проявление сексуальности, ведь всегда есть другая культура, и всегда есть другой взгляд, другое понятие морали и нравственности.

Эта книга показалась мне довольно простой для восприятия. Она не написана сухим научным языком и не тонет в сложных терминах. Наоборот, она интересна, и затягивает, подобно художественному повествованию. Кроме того, она охватывает огромный спектр проблем, остро стоящих в современном мире, интересных для меня лично и, наверняка, интересующих каждого: половое (не)равенство, культовая сакрализация секса, гомосексуализм, полигамия, проституция, межрелигиозные браки, инцест, деторождение, аборты, изнасилования (и другие нездоровые проявления сексуальности) – это и многое другое рассматривается и объясняется в Библейском контексте, а также с точки зрения восприятия людей Древнего мира.

Я не жалею ни об одной минуте, потраченной на прочтение этого поистине объёмного труда. Возвращаясь к вопросу слишком узкого восприятия сексуальности, книга полезна как для расширения конкретно этого понимания, так и для общего развития. Ну, а ещё для более лёгкого и щадящего, увлекательного знакомства со Священным Писанием. Однозначно советую к прочтению.

Экземпляр книги предоставлен на рецензирование издательством Эксмо Non-Fiction и магазином book24.

Опубликовал | 11/04/2017|Categories: Книги, Научпоп|Tags: , |0 комментариев