Столкновение цивилизаций. Первые впечатления от романа «Красный Марс»

Познание нового, покорение неизведанного — это то, что позволяет человеку не только возвышаться над всеми живыми существами, но и в исторической перспективе возвышаться над самим собой. Человечество шло путём открытий. Открытий новых способов взаимодействия с миром, новых способов его «приручения», новых способов его улучшения. Но этот путь шёл рука об руку с путём насилия, принуждения, порабощения… где-то здесь, в русле этих идей, и скрывается мечта об освоении Марса. Мечта, которая пока ещё не скоро станет явью, но которая стала достаточно мейнстримной, чтобы стать причиной написания многих произведений на эту тему. И пока Илон Маск пытается выстроить действенную модель реализации этого мероприятия, можно обратиться к монументальной во многом книге, выпущенной в 1993 году из-под пера Кима Стэнли Робинсона, — роману «Красный Марс».

Прежде, чем начать разговор о сюжете или каких-либо иных важных составляющих романа, важно сказать о том времени и о событиях, сильно повлиявших на произведение. В декабре 1991 года распался Советский Союз, казавшийся многим вечным и нерушимым. Биполярный мир рухнул, что заставило многих поверить в наступление «нового завтра», в совершенно новый мировой порядок. Фукуяма пишет «Конец Истории», видя в крахе советского проекта окончательную победу капитализма и рыночной модели, в то время как совокупная «Россия» видит в США и условном Западе «старшего друга», который поможет ей освоиться в незнакомом для неё мире. Как всё сложилось на деле, мы можем наблюдать своими глазами, но тогда падение опорного столба социалистического лагеря воспринималось со значительным энтузиазмом. И именно это и стало идейной основой для старта событий, описанных в романе.

Робинсон или нарочно, или специально, но в целом не даёт характеристику тому общественному строю, который сложился на Земле к 2026 году. Однако совершенно ясно можно сказать, что Россия в его мире занимает столь же важное место, что и США. Приняв от своих деловых партнёров всё самое лучшее, она стала и деловым конкурентом, что, однако, совершенно не мешает этим странам и их представителям взаимодействовать по определённым вопросам. И конкретно здесь таким вопросом становится разработка программы освоения Марса. Можно с уверенностью сказать, что в этой вселенной сверхдержавы отказались от военного соперничества и перешли к более положительной форме развития экономик своих стран — покорению космоса.

И лично меня это повергает в абсолютный восторг, ведь тогда эту книгу можно считать чуть ли не манифестом мирного взаимодействия бывших врагов, которые десятилетиями пассивно-агрессивно взаимодействовали друг с другом. И, что самое важное, эта мечта не становится центром произведения, не становится этаким памфлетом Сахарова «О техническом прогрессе», а оказывается лишь причиной, по которой события, описываемые в произведении, могли бы произойти.


Первыми на Марс отправляются 100 колонистов (50 мужчин, 50 женщин: 35 американцев, 35 русских, 30 представителей других стран-партнёров по проекту). Все они учёные, лучшие (или одни из лучших) в своих и смежных с ними отраслях. Биологи, геологи, физики, химики, инженеры, психологи — все они направляются на Марс, чтобы создать плацдарм, место, в которое спустя года смогут прилететь другие люди и начать заселять эту безжизненную планету. Каждый из них прошёл жёсткий отбор. У каждого из них были свои причины на то, чтобы отправиться за 55 миллионов километров от Земли и положить начало новому обществу… или воссоздать уже имеющееся, но на другой планете?

Их путь занял девять месяцев. Девять месяцев, наполненных рутиной и тренировками, которые должны были помочь им не сойти с ума . До этого они прожили в Антарктике больше года, чтобы притереться друг к другу. Да, все они были учёными, людьми, чьи умы год за годом до этого впитывали рационалистическое отношение к миру, зародившееся ещё в начале Нового Времени. Но при этом все они оставались людьми, чьё иррациональное начало никуда не исчезло.


Роман состоит из восьми частей, каждая из которых описывает один из этапов колонизации от лица одного колониста. Вторая часть всецело посвящена полёту и с ужасающей скрупулёзностью и реализмом описывает ту социальную динамику, что двигает отношения между героями. Каждый из них обладает убеждениями, ценностями, нормами, чуть отличными от окружающих. Но каждый из них пытается найти тот вариант взаимодействия с другими людьми, который бы был ему комфортен. И чем больше времени они проводят вместе, тем больше между ними возникает разногласий. И все они упираются в их мировоззрение. Один из героев, Аркадий, в определённый момент заявляет, что они способны построить общество равных, общество без расслоения, общество без начальников и подчинённых. Некоторые готовы его поддержать, некоторые нет. Их «малая» группа медленно, но уверенно распадается на множество подгрупп со своими авторитетами, медиаторами мнений и изгоями. Закономерности социального взаимодействия берут верх даже над самыми рациональными и самыми умными, ведь в конечном итоге все они являются просто людьми. И, как я сказал, за этим очень приятно наблюдать.

Они разговаривают, шутят шутки, но эти шутки и их разговоры оказываются куда как содержательнее повседневных бесед обывателей. Робинсон обладает колоссальной эрудицией в различных областях как технического, так и гуманитарного знания, и раз за разом не упускает возможности поделится интересными фактами с читателем. Какие-то моменты были мне до жути понятны (будто бы упрёк одного из героев на то, что все они мыслят понятиями 17-19 веков), от каких-то (вроде эпизода про миннесотский многоаспектный личностный опросник) я приходил в дикий восторг. И если технические детали повествования от меня ускользали, и я просто читал наискось все моменты с формулами или расчётами, то вот моменты, связанные с социальными науками, меня очень радовали.


Книга начинается с флэшфорварда, который повествует уже о моменте, когда население Марса стало исчисляться тысячами, а количество городов начало расти по экспоненте. Планету населяют представители различных культур, которые уже образуют полузакрытые сообщества — почти диаспоры — и которые начинают задумываться о распределении власти на Марсе. И это, в свою очередь, очень коррелирует со «Столкновением цивилизаций», идею которого Хантингтон озвучивает в 1992 году и, спустя 4 года, издаёт одноимённую монографию. Все мечты о принципиально новом общественном строе рушатся, когда читатель сталкивается с той действительностью, которая уже присутствует на Марсе. Маленькая «Земля-в-себе», жители которой даже в отрыве от родной планеты продолжают воспроизводить поведенческие паттерны, заложенные в них их обществами и культурами. Конечно, с моей позиции это довольно очевидный результат, но это результат, описанный в научно-фантастической книге, которая смело может называться «научной» в той же степени, что и «фантастической».

Может показаться, что «Красный Марс» — это такое чтиво для интеллектуалов, способных по достоинству оценить всю прелесть аллюзий и отсылок. На мой взгляд, это не совсем так, ведь прелесть книги в том, что она выходит за рамки среднестатистического чтива и способна дать как пищу для размышлений, так и порадовать тех, кто, казалось бы, больше читает научные исследования, чем литературные произведения. И это ни в коем разе не упрёк в сторону «интересности» романа — его действительно хочется читать и читать дальше, но из-за насыщенности и серьёзного объёма чтение оказывается не особо быстрым. В данный момент я прочитал всего ⅙ книги из-за того, что побеждаю сессию, но уже могу смело заявить: «Красный Марс» стоит того, чтобы на него обратить внимание. Издательство fanzon, которое вышло на российский рынок как раз с этим произведением, заслуженно может называть себя «издательством, выпускающим интеллектуальную фантастику», ведь именно это они и сделали, когда решили издать «Марсианскую трилогию» Робинсона на русском языке.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством fanzon.

About the Author:

Педагог-политолог по образованию, люблю Warhammer 40,000, «Плоский мир» и вообще любые произведения с качественным ворлдбилдингом и раскрытием персонажей.